Приветствую Вас Гость | RSS

The Mass Media

Пятница, 26.04.2024, 09:58
ПЕРВЫЕ ТЕЛЕВИЗОРЫ И ПЕРВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В САМАРЕ

День 12 марта в календарях красным цветом не выделен. И совершенно напрасно. Ведь именно в этот день 12 марта 1958 года жители Куйбышева-Самары вступили в новую эпоху. Эпоху Телевидения.


Слух о начале работы телевидения в Куйбышеве невероятно взбудоражил население. И с начала строительства телебашни в 1955 году до первого пробного эфира горожане успели приобрести около пяти тысяч телевизоров. А первые, пробные передачи собирали у голубых экранов столько зрителей, сколько сейчас не собирает иной блокбастер. 

Учебных заведений, которые готовили специалистов для ТВ, в конце 50-х было крайне мало. И то, кто выбирал в качестве будущей профессии телевидение, должен был обладать известной долей храбрости. Наверное, поэтому первым телевизионным оператором в Куйбышеве стал летчик Владимир Шмыров, а инженером – бравый моряк тихоокеанского флота Игорь Переславцев. 

Приказом № 1 был зачислен в штат молодой телестудии звукорежиссер Михаил Осташевский, до этого момента работавший старшим инженером на Куйбышевском радио. А 3 августа 1957 года в город приехали 12 молодых специалистов. Из самых разных городов Союза – Иванова, Ленинграда, Одессы…

Новоявленных телевизионщиков поселили на территории телецентра, в помещениях будущих гаражей и котельной. И поначалу техникам и инженерам пришлось разгребать строительный мусор, разгружать оборудование и высаживать на территории телецентра деревья. Трудности, впрочем, не мешали им влюбляться, создавать семьи и становиться родоначальниками целых телевизионных династий. 
В октябре все необходимое оборудование было установлено. И под присмотром столичных наладчиков молодые специалисты начали выдавать в эфир первые сигналы. 

Выглядело это примерно так – на экране появлялась настроечная таблица и надпись «Куйбышевское телевидение». Фоном этих незатейливых картин звучал сигнал. Телевизионные техники выезжали на определенные точки в городе, где были установлены первые телевизоры и проверяли поступление сигнала. 

Кроме настроечной таблицы, куйбышевцы могли видеть концерты и кинофильмы. Особенно популярны были выступления звезд венгерской эстрады, фильмы Чарли Чаплина и мультфильм «Царица полей». Последний шедевр был особенно популярен в эпоху Никиты Хрущева, и часто первые зрители «обрывали» телефоны студии с просьбой ещё раз показать «про кукурузу».

Первым телезрителем стал инженер телеателье Николай Фоменко – будущий президент телекомпании «СКАТ». Молодому специалисту о первом пробном эфире сообщил главный инженер телецентра Иван Потемкин 12 октября 1957 года.
- Коля, включил передатчик, включай телевизор! 

Так что теперь на доме номер 10 по улице Победы можно смело повесить мемориальную табличку с надписью: «Здесь работал первый телевизор». 

Вскоре решились и на первую передачу из телевизионной студии. Для чего пригласили самодеятельных артистов. Вести концерт поручили диктору радио Софье Дужниковой. 

В день эфира будущие мэтры Куйбышевского телевидения так волновались, что иные были даже не в состоянии выполнять свои обязанности. Техник-звуковик боялся сесть за пульт, и его пришлось заменять Михаилу Осташевскому, который не знал техники безопасности, но зато держал себя в руках.

Эфир прошел успешно, несмотря на некоторые неудобства – большая телевизионная студия не была готова, и артистам пришлось выступать в малом, сорокаметровом павильоне. 
Передача произвела фурор, работников студии завалили письмами.

Наступило время подумать о наборе в коллектив творческих работников. По радио объявили конкурс на должность диктора. С этого момента работники студии не знали ни минуты покоя. Нрод, жаждущий связать свою жизнь с телевидением, штурмовал телецентр. Михаил Осташеский, вспоминая толпы претендентов, сравнивает те дни с кадрами из известного фильма Феллини, в котором обвалилась лестница под тяжестью женщин, желающих стать секретарями. Молодые девушки рвались в дикторы, мужчины предлагали свои услуги в качестве операторов. И те, и другие имели самые смутные представления о работе на телевидении. Студийцы кротко и вежливо разъясняли претендентам свои требования, порой едва сдерживаясь от смеха. 

К примеру, одни из претенденток, мотивируя свое желание стать диктором, заявила, что «очень нравится мальчикам».

А некий молодой человек, стремившийся стать оператором, на вопрос: «А вы знакомы с этой работой?», ничуть не смущаясь, ответил:
- Да, я три года оперативным работником работал!

Из множества претенденток на роль диктора отобрали Аллу Морозову – красавицу с длинной золотистой косой. Позже она разбила немало сердец телезрителей и порой вызывала вспышки ревности телезрительниц, которые были недовольны вниманием, с которым их мужья смотрят на экран. Но все это было потом, а пока, 12 марта 1958 года Морозовой выпала честь провести первый официальный день вещания Куйбышеской студии телевидения, под надзором московских специалистов и местных обкомовцев. 

Морозова прочитала несколько новостей и рассказала о погоде. Потом выступил инженер телецентра с разъяснением по поводу работы телевизоров. Закончилось действо показом мультфильма и кино.
Передача прошла без накладок, акт о приемке телецентра в эксплуатацию был подписан. 

Первыми телезвездами Куйбышевского ТВ стали инженеры. Около месяца они терпеливо рассказывали зрителям о том, как правильно обращаться с телевизорами. Частенько в кадре появлялся Игорь Переславцев, который объяснял куйбышевцам, что такое коллективная антенна. Вообще, телевизионные антенны стали настоящим бедствием для коммунальщиков. Поскольку куйбышевцы, стремились установить свои антенны покрепче и повыше, пробивали крыши.

Какое-то время все проблемы с телевизорами жители города предпочитали решать на телецентре. А инженеров считали чуть ли не национальными героями. Если техник телецентра приходил в дом устранять неполадки в телевизоре, его не выпускали без праздничного угощения. 

Пока куйбшевцы вечерами устраивали телесеансы у счастливых обладателей телевизоров, техники вели тихую войну. Прежде всего, с оборудованием, которое постоянно выходило из строя. Пришлось даже заказать художнику табличку с надписью: «остановка по техническим причинам». Куйбышевцы воспринимали каждую остановку как личную трагедию. В такие минуты студийные телефоны раскалялись от звонков. 

Приходилось бороться и с братьями нашими меньшими. До ступора доводили ведущих и режиссеров обыкновенные мухи, которые в самый неподходящий момент пролетали в кадре и садились на дикторов. Только прямой эфир сдерживал тех, кто находился в студии, от неадекватных действий в адрес насекомых. Впрочем, доставляла хлопоты и другая живность. Однажды прямой эфир едва не сорвала кошка. Она каким-то образом пробралась в студию и пыталась влезть по стулу в кадр. Диктору пришлось отгонять животное, сохраняя на лице благожелательное выражение. 

Путем героических усилий диктор смогла предотвратить появление кошки в прямом эфире. А вот мелкому грызуну однажды все же удалось остановить работу телецентра. Крыса перегрызла кабель – пропал сигнал. С тех пор с грызунами стали бороться очень активно и вскоре расправились, но появилась новая напасть. Телебашню облюбовали любители выпить. Подгулявшие экстремалы влезали на самый верх, пели песни и выдвигали невнятные лозунги. Все это мешало работать молодому коллективу, который едва ли не в полном составе уговаривал весельчаков избрать иной способ выражения эмоций. 

Со временем эмоции улеглись, оборудование перестало капризничать, кошки прекратили рваться на экран. Жизнь телецентра начала потихоньку входить в нормальный, умеренно сумасшедший рабочий режим. Но интерес ко всему, что связано с телевидением, не проходит. Особенно к тому, что рождается здесь, на улице Советской Армии, на телецентре.

Самарский телецентр видно издалека. Даже тем самарцам, у которых нет телевизоров. Телебашню на улице Советской Армии в хорошую погоду можно наблюдать практически из любой точки города. Но мало кто знает, что эта ажурная конструкция могла украшать собой совсем другой район. 

В 1955 году по указу Верховного Совета СССР было принято решение = построить в Куйбышеве телецентр. Местные архитекторы предложили четыре площадки, подходящие для этой цели. Главное требование – телебашня должна была вырасти на самом высоком месте города. Мнения заинтересованных сторон разделились. Иные считали, что лучше всего подходит район Клинической больницы. Но это место было занято мачтой, которая передавала сигналы глушения, как их называли, «вражеских радиостанций» - Би-Би-Си, «Свободы» и «Голоса Америки».

Другие специалисты предлагали площадь Куйбышева, перед зданием оперного театра. Здесь до середины тридцатых город стоял кафедральный собор. Звон его колоколов был слышен далеко, как рассказывают очевидцы, за 40-60 километров за Волгу. 

Но из-за близкого расположения оживленных улиц и жилых зданий от этой идеи пришлось отказаться. Для телебашни была необходима сорокаметровая «мертвая зона».

Рассматривался и район площади Урицкого. Однако здесь уже было запланировано возведение первого в Куйбышеве большого универсального магазина – ЦУМ «Самара».

Оставался последний, четвертый вариант. Точка на пустыре, в районе дач работников НКВД, где доживала свой век старенькая радиостанция РВ-16.

Строительство телецентров велось одновременно в нескольких городах Советского Союза по типовым проектам. Для республиканских центров были предусмотрены трехэтажные здания, для областных – двухэтажные. Но Куйбышев был крупным промышленным центром, и в виде исключения здесь начали строить здание по республиканскому проекту. Возглавил строительство Борис Рысенко. Коллеги отзываются о нем как об очень хорошем строителе и хозяйственнике. Прежде чем начать возведение корпусов и телебашни, он построил долговечный красивый забор, который и сейчас ограждает территорию телецентра. 

180-метровую телевизионную башню монтировала бригада столичных специалистов. Технология возведения было отработана до автоматизма. Приостанавливали монтаж только в исключительных случаях, когда запаздывали составы с оборудованием. В такие периоды бригада наладчиков уезжала к соседям, в Ульяновск. Там тоже строился телецентр, с которым куйбышевцы негласно соперничали. 

Объект был сдан в срок, но некоторое время телевизионщики не могли транслировать передачи из большого студийного павильона. Существовали тонкости, которые никак не давались строителям. К примеру, пол студии не должен был жестко крепиться к стенам, чтобы не пропускать посторонние вибрации. Например, от проезжающих мимо трамваев и большегрузных автомобилей. Серьезной проблемой стало и кондиционирование студии. Для записи программ было необходимо огромное количество осветительных приборов. Из-за их несовершенства в студии стояла невыносимая жара до тех пор, пока на территории телецентра не додумались пробурить скважину. Вода на глубине 100 метров не превышала 6 градусов и хорошо охлаждала струи воздуха, подаваемого в павильон. 

Был ещё один немаловажный нюанс. Телебашня имела стратегическое значение. Телевизионщики одними из первых узнавали о запусках космических кораблей. В такие часы Центр управления полетами требовал полного молчания в эфире, чтобы не сбить с курса космические аппараты. 

Официально на территорию телецентра можно было попасть, только имея пропуск, подписанный кем-то из руководства. Однако охрана режимного объекта в те времена была весьма своеобразной. Покой сотрудников и сохранность оборудования обеспечивали… бойкие пенсионерки, вооруженные наганами. Однажды ночью местные хулиганы отобрали у одного такого сторожа оружие. После этого случая бабушкам выдали винтовки. 

Слово «телевидение» было таким популярны, что местные газеты печатали фотографии горожан на фоне голубых экранов с короткими подписями: семья Петровых просматривает телевизионные передачи. Одна из первых владелиц телевизора в Куйбышеве Вера Линт рассказывает, что смотреть передачи приходила вся округа. Люди приносили свои стулья и нисколько не переживали, что создают неудобства хозяевам. Заявлялись даже совершенно незнакомы люди и, постучавшись в дверь, застенчиво спрашивали: «А телевизор здесь живет?»

Уже в 1963 году, по данным статистического управления, в Куйбышеве было 100 тысяч телевизоров. Сейчас количество телевизоров не подсчитывает, наверное, никто. Появились и частные телевизионные компании. Но первое телевидение губернии было и остается первым.