Приветствую Вас Гость | RSS

The Mass Media

Четверг, 28.03.2024, 17:41

Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.

Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.
Интернет-издания могут иметь официальный статус СМИ, могут не иметь его. Работающий на интернет-издание журналист (интернет-журналист), как правило, не сталкивается со многими атрибутами традиционной журналистики — специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией.
Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.
Широкую популярность приобрела индивидуализация журналистики. Это новое явление, получившее свое распространение в журналистике. Любая личность выступает как производитель и распространитель информации без контроля и каких-либо ограничений извне. Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить т. н. «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот.
Самым ярким примеров вброса индивидуальной информации в интернет явились недавние события в Грузии и Абхазии, куда доступ профессиональным журналистам несколько недель был практически закрыт.
Возможно, блог можно расценить как очередную ступень в эволюции журналистики, одними из признаков которой являются децентрализация СМИ, стремление к интерактивности, переход от монолога к диалогу и т. д. В этом ключе понимания эволюции журналистики одной из следующих ступеней стала идея Web 2.0 и подкасты
Стилистика «гражданской или индивидуальной журналистики» часто напоминает гонзо-журналистику.

Итак, интернет-СМИ, наряду с родовыми признаками, характерными для всех средств массовой информации, обладают тремя оригинальными, только им присущими особенностями, выделяющими их из всей медиасистемы.

Во-первых, гипертекстуальностью, которая предоставляет уникальные возможности, как производителям, так и потребителям медиапродукта. Первым – повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым – читать текст не только линейно, как на бумаге, но также просматривать его вглубь, воспользовавшись альтернативными источниками, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов.
Во-вторых, мультимедийностью, т.е. возможностью передачи сообщений в разных знаковых системах – вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимационной. Пока использование мультимедиа имеют серьезные ограничения из-за низкой пропускной способности каналов.
В-третьих, интерактивностью – т.е. многостороннему информационному обмену с потребителем, причем, как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом.
Несмотря на то, что пока еще редакции интернет-СМИ предпочитают «старый», почтовый формат общения со своим читателем, однако наблюдается и тенденция к обсуждениям событий, вынесенных на повестку дня в многостороннем режиме – не только между редакцией и читателями, но также между отдельными потребителями информации. Следующим шагом на пути постижения возможностей интерактивности станет индивидуальная адаптация контента и дизайна под собственные вкусы потребителя.

Интернет – новая медийная среда, новое средство распространения и получения информации. Он взят на вооружение разными видами социальных коммуникаций, включает их в свое пространство, в свою среду. Таким образом, только лишь технический канал, технология передачи информации еще не определяют типа коммуникации. Он должен быть определен через целый ряд скорее социальных, а нетехнологических признаков, характеризующих как канал, так и участников, содержание, цели и результаты коммуникации.

Усиленное развитие информационных технологий подарило миру глобальную сеть Интернет. Сейчас трудно представить себе современного человека, которому бы ни разу не пришлось воспользовался ресурсами этой уникальной сети. На сегодняшний день практически все "серьезные" учреждения считают необходимым иметь свою страничку в Интернете (своеобразную hi-tech "визитную карточку") как наиболее удобный способ доведения до потребителя сведений о своих услугах или товарах. Наивно было бы предполагать, что всеобщая "интернетизация" не коснется такой гибкой и динамично развивающейся отрасли общественной жизни, как журналистика. Само появление сети, связывающей воедино практически все государства мира с их инфраструктурой, дало предпосылки к возникновению средств массовой информации, основным козырем которых должна быть оперативность. И только издания, существующие в "электронном" виде, вполне способны соответствовать этому критерию - свежая информация поступает сюда чуть ли не ежесекундно и моментально становится известной аудитории. По своей сути все печатные издания делятся на офлайн - СМИ и онлайн - СМИ. В первом случае речь идет о традиционной периодике, распространяемой в виде газет и журналов. Текущий номер такого СМИ, как правило, может иметь свой вариант-двойник на страничке издания в Интернете. Отличие же сетевых информационных изданий заключаются в том, что они существуют "виртуально", то есть мы не можем купить их в киосках "Союзпечати" или у распространителей. Структура Интернет - издания аналогична традиционным СМИ - редактора, журналисты, корректоры. Но, есть и отличия: весь процесс помещения новостей и информационных материалов в ленту происходит очень быстро, поэтому они имеют возможность постоянного обновления поступающей информации и, соответственно, быстрейшего доведения ее до читателя. Для того чтобы быть в курсе последних событий, не нужно ждать времени выхода новостей в эфир, как на телевидении или радио - новости на сайте Интернет-издания всегда ждут своего читателя. Следует также отметить, что технологические особенности Интернет - СМИ позволяют им охватывать даже более широкий круг тем, чем у традиционных изданий. В рамках одного издания могут сосуществовать не только политические, экономические, культурные и спортивные новости, но и разделы, посвященные автомобилям или высокой моде. Существенное место в Интернет - СМИ, которые претендуют на роль серьезных изданий, могут занимать курьезы, сплетни и скандалы, которые, например, никогда не попадут на страницы деловых газет. Это, наверное, объясняется большей "демократичностью" и "независимостью" таковых СМИ. Кстати, новости можно получать не только в "он-лайне" на сайте издания, но и по электронной почте. В последнем случае в почтовый ящик приходит подборка наиболее важных новостей. Хорошо известно, что Интернет - СМИ являются одним из самых успешных и посещаемых секторов Сети. Пользуясь статистиками поисковых систем Рамблер (www.rambler.ru) и Яндекс (www.yandex.ru), мы выделили пятерку наиболее популярных Интернет - изданий в среде российских пользователей Глобальной Сети. В нее вошли такие известные в России и за ее пределами издания, как РосБизнесКонсалтинг (www.rbc.ru), Лента.ru (www.lenta.ru), Газета.ru (www.gazeta.ru), Дни.ru (www.dni.ru) и НТВ.ru (www.ntvru.com). Хотя структуры новостных сайтов сильно отличаются друг от друга, в них можно выделить некие "стандартные" для Интернет-изданий основные блоки: политика (как российские, так и международные новости), экономика и бизнес, культура и искусство, спорт и туризм. Большое место в таких СМИ занимают новости Интернета, которые в большинстве своем не присутствуют на страницах "обычных" газет и журналов. При этом у любого средства массовой информации, работающего в среде Интернет, есть, как правило, еще несколько оригинальных разделов, которые существенно разнообразят СМИ друг от друга. На НТВ.ru, например, существует проект под названием "После 11 сентября", который касается борьбы с международным терроризмом. На нем собраны все известные подробности о терактах и афганской войне, информация о беженцах и террористах, об оружии, которое они используют для осуществления своих мерзких планов. Немало говорится и о возможности участия нашей страны в борьбе с террором. Для желающих посмотреть связанные с этой темой видео сюжеты и фотографии с лидерами террористов существует специальный архив. А "изюминкой" сайта издания Дни.ru можно назвать рубрику "Web сегодня", из которой любой желающий получает исчерпывающую информацию о новостях в мире высоких технологий, последних разработках ученых в этой области. Интересно посмотреть на распределение посещаемости крупнейших российских Интернет - СМИ по разделам. Если взять за 100% (согласно статистике компании Spylog) суммарную посещаемость разделов, посвященных политике, экономике, культуре, спорту и сети Интернет, то окажется, что примерно заходов приходится на раздел "Политика". В свою очередь внутри данной рубрики интересы пользователей распределяются между событиями в России и в мире примерно в пропорции 2:1. Из других разделов считаются наиболее посещаемыми новости экономики и бизнеса (они занимают приблизительно 21% интересов пользователей Рунета). Что же касается проектов, посвященных культуре и Интернету (который все еще недостаточно широко развит в России), то они вызывают наименьший интерес аудитории этих изданий. Стоит отметить, что распределение интересов пользователей постоянно меняется. Помимо стабильно растущего интереса к некоторым областям общественной жизни (например, культуре), эти изменения во многом зависят и от происходящих в мире событий. Во время скандальной Олимпиады в Солт-Лейк Сити к ней было приковано пристальное внимание российских граждан, что, в свою очередь, вызвало увеличение количества посещений рубрик спортивных обозрений в несколько раз. Но в данный момент естественным образом интерес к спорту значительно ослабился. Политика снова стремительно захватывает умы широкой аудитории и, соответственно, пользователей Интернета. Это вызвано, прежде всего, изобилием конфликтов и противоречий на политической арене, что, к сожалению, отвлекает интерес публики от проблем культуры.