Приветствую Вас Гость | RSS

The Mass Media

Четверг, 17.08.2017, 16:33
Гражданская журналистика — вид увлечения, которому посвящают себя люди разных профессий, получивший широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий. Засняв на бытовую видеокамеру, цифровой фотоаппарат или сотовый телефон, имеющий функцию видеосъёмки сенсационную или просто любопытную новость, которая прошла незамеченной для традиционных СМИ, «гражданские журналисты» спешат её выложить в сеть Интернет, на порталы, в блоги и ЖЖ. Нередко их сюжеты в Интернете смотрит аудитория, сопоставимая по численности с читателями крупных печатных СМИ. Однако в отличие от журналистов, представители «гражданской журналистики» не получают никаких доходов от своего хобби.

Гражданская журналистика, также известная как общественная, объединенная или демократическая журналистика, не является профессиональной деятельностью. Её можно определить как активное участие аудитории в процессе сбора, анализа и распространения новостей и информации. Целью такого участия аудитории в журналистской деятельности является предоставление независимой, надежной, точной, полной и актуальной информации в соответствии с требованиям демократического общества.

Гражданскую журналистику не следует путать с так называемой социально-активной журналистикой, являющейся профессиональной. Гражданская журналистика является особой формой СМИ — созданной аудиторией.

Как правило, никакого дохода от своих занятий люди, занимающиеся «гражданской журналистикой» не получают. На их сенсациях и новостях неплохо зарабатывают лишь владельцы интернет-порталов, где размещаются репортажи «гражданских журналистов». А сами «гражданские журналисты» довольствуются лишь славой и рейтингами посещаемости, никак не отражающихся на их материальном благосостоянии

Создалась ситуация, при которой пресса, изначально являвшаяся инструментом, обеспечивающим взаимодействие различных социальных групп посредством распространения информации, утратила свои демократические принципы и стала для властных и экономических структур лишь рычагом управления обществом и способом воздействия на массовое сознание с недемократическими целями.

Гражданскую журналистику связывают с народной журналистикой, интернет-журналистикой, непрофессиональной журналистикой, независимой неангажированной журналистикой. В то же время, главное свойство гражданской журналистики — это центральное положение в ней личности с гражданским сознанием, представлением о гражданском обществе, независимым мышлением.

Гражданская журналистика не может быть определена через такие технические характеристики как виртуальная или «бумажная» публикация, профессионализм или «непрофессионализм» журналиста, наличие или отсутствие платы за журналистский труд, скорость получения информации. Все эти характеристики не обеспечивают соответствующего внутреннего содержания.

Гражданскую журналистику иногда определяют как независимую публицистическую деятельность


Информационное общество и омонимия языка 

И вот, сразу же получается, что мы определили одно понятие через другое, равно неопределенное. Вы, возможно, замечали, что стоит людям сейчас начать о чем-либо серьезно говорить, тут же выясняется, что даже самые простые слова имеют для них не одинаковые значения.  Что-то вроде вавилонского смешения языков наоборот. Слово-то одно, а обозначает-то оно разное. Хорошо еще, если мы можем договориться об общем понимании таких слов как вилка и нож, например. Но если речь идет об абстрактных существительных, то наступает полное непонимание. Можно предположить, что происходит в связи с этим в информационном обществе, в котором мы, видимо,  все еще живем. То есть в обществе где информация главная ценность и двужущая сила. Непонимание чужого высказывания заставляет человека попросту это высказывание игнорировать. То есть омонимия языка влечет за собой анемию языка. В этом случае любое общение теряет смысл, информация не передается, а человек легко становится объектом манипулирования. Поэтому, прежде чем сравнивать журналистику с публицистикой, определим, что для нас значит независимая деятельность. Независимость в данном случае обозначает не только неангажированность, что само собой разумеется. Независимость - это постоянное освобождение себя от любых клише, навязанных формул, в том числе языковых, постоянная рефлексия и ответственность перед самим собой за каждое свое слово.  То есть так мы на этом портале будем понимать слово независимость.

Журналистика и публицистика 

Многие считают эти слова синонимами. Особенно в советский период под публицистикой часто понималась «высокая» журналистика. То есть, если человек пишет себе статьи в небольшую газетку, то он журналист. А если в известную газету или журнал, все его знают, читают, прислушиваются к его мнению, то это публицист. Такая вот была народная этимология. Мы полагаем, что это не так. Мы понимаем журналистику вообще как деятельность по сбору,  анализу и распространению актуальной информации. А вот публицистика, это род произведений,  который как раз предполагает высказывание не поэтического, не художественного характера на общественно значимую тему. То есть эссеистика, научно-популярные статьи, размышления о событиях, заметки об общественной жизни, интервью и так далее. Разумеется, множества часто пересекаются. Но заметим все же, что в настоящее время Birdfish не литературно-художественный портал, то есть мы не публикуем художественную прозу и поэзию. Считается, что истоки публицистики лежат  в ораторском искусстве античности. То есть диалоги Цицерона и биографии Плутарха - это публицистика. В дальнейшем — проповеди, поучения, патристика — в большинстве своем тоже публицистические произведения.  Развитие общества и развитие публицистики явления практически параллельные.  Публицистами, например, были Мартин Лютер и Эразм Роттердамский, Даниэль Дефо и Джонатан Свифт,  Лейбниц, Генрих Гейне, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Томас Манн, Бертольд Брехт, Стефан Цвейг, Фредерик Жолио-Кюри  и т.д.  Большинство из публицистов, впрочем, публицистической деятельностью не ограничивалось. То есть все, что они писали, как публицисты, вытекало из их научных, художественных или иных занятий, писали они отнюдь не только на политические темы. Такое прямое обращение к обществу дает человеку возможность «сверить часы». В России публицистика появилась позже, чем в Европе. Считается, что в 11 веке, и ведет начало от «Слова  о законе и благодати» Иллариона. Знамениты переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Герцен, Белинский, Луначарский, Маяковский... Кажется, нельзя не заметить, что русская и советская публицистика была несколько более политизированной и прямолинейной, чем, скажем, европейская. Однако это не главное. Очевидно, что обращаясь к публицистике, мы совершенно свободны в выборе формы и жанра и стиля. Мы ни чем не ограничены в выборе темы. Единственная очень важная особенность публицистики — прямое обращение к обществу. Публицистом движет необходимость оценить событие, вещь, явление, слово, звук и т.д. - как значимое для современников. То есть публицист не говорит: посмотрите, вот это, вот то. Он говорит, что это, по его мнению, значит.

Профессионалы и любители 

Мы считаем, что вопрос о профессионализме и любительстве один из самых важных, симптоматичных вопросов современного общества. Видимо, изначально предполагалось, что профессионально заниматься чем-либо, это значит заниматься этим в качестве главного дела своей жизни. Любительски заниматься  - тратить на что-то только то время, которое остается от основного дела. Потом скорее всего возникло представление о том, что профессионал должен быть кем-то маркирован как профессионал. То есть должен быть принятым в «цех». И так началось сближение понятия «профессионал» и понятия «ремесленник». Было время, вероятно, когда оба этих слова никакой эмоциональной окраски не имели. В современном языке очевидно есть, кроме основного, два переносных значения слова ремесленник: человек, грубо, без художественного понимания, в конце концов плохо делающий свою работу и человек, которому все равно что делать в рамках своей должности. Это, последнее значение более всего повлияло на понимание профессионализма.  Надо оговориться. Пары профессионал-любитель не существует для многих профессий. Например, невозможно быть профессиональным сталеваром, потому что варением стали нельзя заниматься любительски. Странно выглядят словосочетания нефтянник-любитель, банкир-любитель или хирург-любитель. То есть скорее всего эта оппозиция относится к вольным профессиям. Именно к таким, в которых профессионализм в вышеизложенном понимании просто бессмысленнен. Бессмысленнен, на наш взгляд, художник, который владеет неким профессиональным мастерством, но ему все равно что в рамках этого профессионального мастерства делать. Он просто деньги зарабатывает. Кормит семью. Как любой другой. Или священник служит литургию. Профессия ничем других не хуже. Для нас очевидно, что никакого такого художника не существует. Есть просто способ позиционирования себя в обществе. «Ты кто? - его спрашивают. - Я, - отвечает он, -  профессиональный художник. Мне платят гонорар». Но тем не менее именно профессионализм как ремесленное равнодушие стал предметом для создания некоего романтического образа. «Куплен и продан», -вздыхает он. Не верьте, это он просто счастлив, что его маркировали как журналиста, художника, режиссера и т.д., в  то время, как он сам из себя ничего не представляет. В то же время создатель рекламы никогда не будет заниматься этим делом бесплатно, из любви к искусству или рекламируемым вещам. Вот профессия в чистом виде, где разговор не может идти о душевной склонности или несклонности к рекламирумому предмету. Или о потребности отрекламировать что-то конкретное. Потребность поделиться опытом или радостью рекламной деятельностью не называется.

Мы намеренно оставили за рамками рассуждения такие оппозиции как «профессионал, человек получивший специальные знания — любитель никакого такого образования не имеет» или «профессионал — человек ответственный, на любителя положиться нельзя». Таких оппозиций может быть некоторое количество, но к процессам в современном обществе они имеют косвенное отношение.  

Итак, на нашем портале мы отказываемся от оппозиции профессионал — любитель, не маркируем сами себя, наших авторов и читателей. Личность, индивидуальность — единственный наш ориентир. Именно в этом смысле и понимаем слово гражданский. Гражданский значит осознанный, личностный, свободный.