Приветствую Вас Гость | RSS

The Mass Media

Четверг, 17.08.2017, 16:36


    7. Отношения с коллегами.

Перейдём теперь к тем нормам, которые определяют так называемую «корпоративную этику», то есть отношения с коллегами и конкурентами по цеху. Надо признаться, что в любом творческом сообществе неизбежно присутствует дух конкуренции. Призыв «возьмёмся за руки, друзья!» прозвучит несколько лицемерно. Конечно, каждый журналист стремится к самопродвижению, к узнаваемости и востребованности. С самого начала своего творческого пути он видит конкурентов и тех, на кого стоит ровняться. Нельзя сказать, что творческий коллектив – клубок змей, но всё же столкновения амбиций избежать трудно. Для того, чтобы не дать столкновениям перерасти в бойню, и возникла необходимость определения принципов корпоративной культуры в журналистике. 

    «Общественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации, и принятии решений в тех органах массовой информации, где он работает. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности недопустимость плагиата». (Международные принципы профессиональной этики журналиста)

    Кодекс профессиональной этики журналиста 1991 года гласит:

    «Если указание издателя или руководства редакции вступает в противоречие с требованиями общественной нравственности или положениями настоящего Кодекса, то журналист должен отказаться от его выполнения. Журналист вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям. 

    Журналист заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ушерб авторитету журналистики. В творческом соревновании журналист не позволяет себе в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо иной ущерб. Он содействует коллегам в развитии их творческих способностей, повышении знаний и мастерства, приходит на помощь коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием посягательств на правду и справедливость».

    Как попрание устоев корпоративной культуры характеризуются следующие эпизоды:

    «Если журналист из корыстных или иных низменных побуждений препятствует или отказывается от публикации определенного материала или отдельных его частей, либо публикует его, либо склоняет своих коллег к его опубликованию;

    - если журналист в какой-либо форме раскрывает псевдоним, принадлежащий другому лицу, без его согласия, за исключением случаев, когда псевдоним был публично раскрыт ранее; 

    - если журналист, используя чужое произведение, представляет его полностью или частично как свое, не указывает его действительного автора и источник заимствования; 

    - если журналист, не предупреждая об этом соответствующие редакции, передает один и тот же материал в две или более редакции либо предлагает для обнародования ранее опубликованный материал, за исключением случаев, предусмотренных законом; 

    - если журналист использует свой профессиональный статус для сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. 

    Как нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов могут быть квалифицированы следующие случаи: 

    - если журналист, используя свое должностное положение в редакции, путем редактирования искажает содержание материала, подготовленного его коллегой, и без его согласия обнародует в таком виде; 

    - если журналист, используя свое должностное положение в редакции, навязывает коллегам путем 

    произвольной правки их материалов свои личные вкусы и субъективные пристрастия, препятствует развитию их творческих способностей; 

    - если журналист из карьеристских, корыстных и иных низменных побуждений представляет своего коллегу в неприглядном свете в глазах других журналистов или в общественном мнении; 

    - если журналист из неверного понимания творческого соперничества или по иным мотивам сознательно затрудняет коллеге выполнение профессиональных обязанностей, а равно публикацию его работ; 

    - если журналист, используя свое должностное положение в редакции, препятствует деятельности журналистской организации или ограничивает ее самостоятельность».

    «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» 1994 года определяет:

    «Журналист уважает и отстаивает профессиональные права своих коллег, соблюдает законы честной конкуренции. Журналист избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб личным или профессиональным интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на условиях заведомо менее благоприятных в социальном, материальном или моральном плане. 

    Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим, Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора».

    Конечно, очень трудно быть принципиальным в условиях, когда пресса буквально пропитана «джинсой», коей грешит даже такое уважаемое издание, как «АиФ». Очень сложно представить себе журналиста - штатного сотрудника редакции, который помещает на страницах издания материал, отражающий его точку зрения, но противоречащий точке зрения редактора и «политике издания». Скорее всего, материал вообще не увидит свет, а журналист из «штатника» превратится во «фрилансера» с непонятными перспективами.

    Что касается плагиата, то в последнее время появилась тенденция пользоваться «информацией из открытых источников». Иными словами – из Интернета. Почему-то многие журналисты и редакторы телевизионных программ забывают, что у всех текстов во всемирной сети тоже есть авторы. И «разбросанность» некоторых наиболее удачных текстов по Всемирной Сети отнюдь не переводит их в разряд фолклора, которым можно пользоваться без согласия автора. 

    Лично я откровенно горд, что сумел отстоять свои авторские права у одной из производственных телекомпаний, выпустившей программу на ОРТ с использованием увесистых цитат из моего очерка, размещённого на Интернет-сайте. Автор текста и редактор сэкономили время, но потеряли в деньгах, поскольку были высчитаны из их гонораров в мою пользу. Но этот эпизод, к сожалению, один из крайне немногих с положительным исходом спора об ущемлённых авторских правах. К сожалению, в случае с «открытыми источниками» принципы журналистской этики оказываются не столь действенными...

Часть 1